ул. Пушкинская, 175А

Адриане Лохнер «Лес: как устроена лесная экосистема»



21 августа 2024
365

«Когда видишь зелёные вершины холмов, которые волнами катятся до горизонта, вдруг охватывает оптимизм. И тогда совершенно искренне, кажется, что все сложные задачи XXI века разрешимы, а природа дружелюбна к человеку, как и он к ней. В конце концов, ведь он её часть».

Адриане Лохнер

  На тему леса и лесоводства регулярно публикуют масштабные исследования, изложить которые в пределах одной книги просто невозможно! Но, книгу Лохнер А. Лес: как устроена лесная экосистема, вам точно стоит полистать! Лес – это удивительное взаимодействие сообществ растений, животных, микроорганизмов и окружающей их неживой среды – света, тепла, воды и почвы. Откуда у людей с лесом такая тесная связь? Для человека это не просто источник сырья или зеленый фитнес-центр — лес может стать местом духовных исканий, служить исцелению и просвещению.

  Биолог, эколог и журналист Адриане Лохнер рассматривает лес с культурно-исторической и с научной точек зрения. Вы узнаете, как устроена лесная экосистема, познакомитесь с различными типами леса, характеризующимися по составу видов деревьев и по условиям окружающей среды, а также с видами лесопользования и с некоторыми аспектами охраны лесов.

Об авторе и иллюстраторе

  Андриане Лохнер выросла во Франконском Альбе, горном массиве Северной Баварии, где много лесов, лужаек и полей. Из любви к природе занялась биологией: изучала её в Регенсбурге, затем получила ученую степень в Гамбурге. Работе в лаборатории она предпочла журналистику, стала писать об экологии и, в частности, самостоятельно изучала снежных барсов в Центральной Азии. В конце концов ностальгия привела её обратно в Верхнюю Франконию, где сегодня она работает независимым журналистом. Вместе с профессиональным лесоводом Йенсом Эбером Адриане создала проект Die WaldReporter, независимый «онлайн-журнал для всех, кто связан с лесом».

  Пасхалис Дугалис родился в городе Козани, на севере Греции. Его талант к рисованию проявился в четырехлетнем возрасте, когда мальчик во всех подробностях изобразил петуха. Затем последовали бесчисленные изображения животных и людей. Детство художника прошло в сельской местности, и поэтому он ощущал природу буквально кожей. Учась на богословском факультете Университета в Салонниках, Пасхалис Дугалис попробовал себя в иконописи. Но однажды он открыл английский определитель птиц, и это стало для него настоящим откровением, задавшим направление его творчества. Центральной темой работ Дугалиса стали природные мотивы – главным образом птицы. Художник живёт в Мюнхене вместе со своей семьёй.

Отрывок из главы «Краткая история леса»

  Миф о лесе вдохновлял живописцев и литераторов, особенно в эпоху романтизма. В 1797 году писатель Людвиг Тик в сказке «Белокурый Экбет» говорит о лесном уединении – позднее это понятие стало ключевым в движении романтизма. В сказке Тика супруга рыцаря Экберта, Берта, рассказывает, что её вырастила в лесу старуха. В лесной хижине прекрасная птица поёт песенку:

Уединенье –

Мне наслажденье,

Сегодня, завтра,

Всегда одно

Мне наслажденье –

Уединенье.

  Одним из самых значительных художников эпохи романтизма был Каспар Давид Фридрих. Он родился в 1974 году в Грайфсвальде в семье мыловара и в возрасте 20 лет поступил в Датскую королевскую академию изящных искусств в Копенгагене.

  В 1798 году Фридрих перешел в  Академию изящных искусств в Дрездене. Его меланхоличные полотна, часть которых была создана в периоды, когда он переживал тяжелую депрессию, пришлись как раз ко времени. Тогдашним корифеям, таким как Иоганн Вольфганг фон Гёте и Генрих фон Клейст, нравились новаторские работы Фридриха, на ругавшие традицию пейзажной живописи барокко и классицизма. Фридрих использовал природные мотивы, чтобы раскрывать такие темы, как одиночество, смерть и надежда на избавление. Он не изображал то, что видел, один в один, а составлял собственные, хотя и реалистичные пейзажи, добавлял тут и нам немного веток или располагал на заднем плане воображаемые горные цепи. Благодаря такому художественному «усовершенствованию» реальности работы Фридриха как будто становилось ближе к природе.

  На картине «Французский стрелок в еловом лесу» Каспара Фридриха 1813 годы мы видим вдали одинокого, потерянного французского солдата в заснеженном еловом лесу – политический намёк на падение наполеоновской армии. Вместе с тем полотно стало классическим изображением меланхолии лесного уединения.

Каспар Фридрих.jpg


  Лес как сакральное место, куда стремится душа, много лет спустя изобразил дрезденский художник Людвиг Рихтер. Картина «Женевьева Брабантская в лесу» основана на легенде о Женевьеве из Брабанта, супруге некоего пфальцграфа. Она была приговорена к смерти по ложному обвинению в супружеской измене, но палач пощадил и отпустил её. Женевьева с новорождённым сыном забрела в лесную пещеру. Они прожили там шесть лет. Вряд ли это была уж комфортная жизнь, но на картине Рихтера Женевьева, сидящая на полянке с ребенком и ручной оленихой, выглядит довольной. Священная идиллия вызывает у зрителя чуть ли не зависть.   

Людвиг Рихтер.jpg


  Романтическая эпоха – это ещё и время братьев Гримм. Так называли себя лингвисты Якоб и Вильгельм Гриммы, которые превратили лес в один сказочных мотивов, сидя за письменным столом. В 1812 и 1815 годах вышли два тома «Детских и семейных сказок» где есть как авторские сказки, так и сильно измененные народные, не только немецкие. Сказочный лес братьев Гримм преувеличенно глухой, эта чушь резко контрастирует с безопасностью человеческого селения. В лесу происходит что-то опасное, здесь живут звери и разбойники, здесь заблудились Гензель и Гретель, а Красная шапочка встретила злого волка. У братьев Гримм лес – это метафора зловещего, неизвестного и фантастического, чего-то, что расширяет границы понимания.

Книга Адриане Лохнер «Лес» доступна для чтения в Донской публичной библиотеке.


Текст © Чернышова Мария

Поделиться:

Рубрики блога:

Коллекция растений


Подбор литературы